Металлурги уже не вывозят
Ассоциация «Русская сталь» предупредила главу Минпромторга Антона Алиханова о негативных последствиях от индексации тарифа на порожний пробег вагонов и увеличения платы за простой. По оценкам объединения, это грозит металлургам ростом расходов в 2026 году на более чем 12 млрд руб. и может вынудить компании активнее переходить на автотранспорт. В ОАО РЖД отмечают, что порожний пробег тарифицируется ниже экономически обоснованного уровня, а индексация тарифов в сегменте стимулирует операторов оптимизировать логистику.
Речь идет о введении дополнительной тарифной надбавки на перевозки порожних полувагонов на 2026 год в 10% и повышении платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в десять раз.
Инициативы, которые призваны улучшить транспортную ситуацию, по факту становятся финансовым бременем для компаний, сетует собеседник “Ъ” среди металлургов. По его словам, железнодорожные тарифы, по сути, ограничивают сохранение объемов производства, так как с учетом доставки в порт продажи становятся убыточными, а российский рынок может потребить только половину выпускаемой продукции. Управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов согласен, что рост тарифов грозит снижением экспортного потенциала отрасли.
Старший аналитик по транспортному сектору Альфа-банка Анастасия Егазарян говорит, что высокая стоимость транспортировки в сочетании с низкой скоростью на железнодорожной сети, конечно, снижает привлекательность этого транспорта, но не всегда есть альтернатива. Если транспортное плечо превышает 1,5 тыс. км, целесообразнее везти по железной дороге, отмечает она. В последние годы, по словам аналитика, растет объем грузов с плечом менее 1 тыс. км, которые ушли на автотранспорт. Теоретически, продолжает Анастасия Егазарян, дополнительная индексация тарифа направлена на сокращение порожнего пробега, но последний и так снижается, в том числе, например, за счет отправки контейнеров в полувагонах.
Источник https://www.kommersant.ru